Для коррекции ездовых характеристик и уровня токсичности выхлопа на последних моделях автомобилей автопроизводители все больше полагаются на перепрошивку блока управления. Как правило, эту услугу предоставляют современные дилерские центры, но при наличии необходимого ПО и оборудования даже независимые автомастерские или частные лица могут перепрограммировать Электронный Блок Управления (ЭБУ) и другую бортовую электронику. Согласно требованиям Агентства по охране окружающей среды США, производители оригинального оборудования обязаны делиться информацией с послегарантийным авторынком. На их веб-сайтах должны быть предоставлены данные служб автодиагностики, связанные с проверкой и регулировкой токсичности выхлопа, а также обновления по перепрограммированию автомобильных систем. Перепрошивка должна соответствовать стандартам SAE J-2534-1, позволяющим использовать сканеры или аналогичные “pass-through” устройства вторичного рынка наряду с заводскими сканерами. Вся текстовая информация о сервисах и технической подготовке автопроизводителей должна быть размещена в интернете для общего доступа и по приемлемой цене.
ПЕРЕПРОШИВКА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ САМЫХ ПОСЛЕДНИХ МОДЕЛЕЙ
Большая часть автомобилей, выпущенных в США с 1996 года (более 150 миллионов!) снабжены блоками управления с возможностью перепрограммирования (список перепрограммируемых ЭБУ можно посмотреть здесь). Причин, по которым может потребоваться перепрошивка, довольно много. Например, при появлении ложных кодов ошибок или в случае, если заводская прошивка чересчур чувствительна и не учитывает износ или другие факторы, влияющие на функционирование определенных датчиков или мониторов OBD II. Список перепрограммируемых модулей для моделей General Motors с 1993 по 2008 год выпуска (PDF-файл). Перепрограммирование необходимо для корректировки скорости холостого хода двигателя, момента зажигания, топливной смеси или других функций системы регулирования содержания выхлопных газов. Оно также поможет решить проблемы, связанные с запуском двигателя в теплую или холодную погоду, неровными холостыми оборотами или превышением токсичности отработавших газов. Таким образом можно подправить настройки системы выхлопа, чтобы она не оказывала сильного влияния на ездовые характеристики автомобиля. С помощью перепрошивки можно улучшить динамику переключения передач в автоматической трансмиссии, скорректировать работу АБС, противобуксовочной тормозной системы или системы курсовой устойчивости, обеспечить хорошую чувствительность управления на автомобилях с рулевым управлением с переменной степенью усиления или оптимизировать ходовые качества автомобилей с электронным регулированием плавности хода. Перепрошивка может понадобиться в случае замены блоков управления трансмиссией, коробкой передач, кузовными электронными системами или других блоков; чтобы подогнать настройки нового блока к конкретному автомобилю (если только индивидуальная прошивка не была выполнена ранее изготовителем автомобиля или нового модуля). Для полноценной работы блока управления может также потребоваться процедура его адаптации (обучения). Чего перепрошивка не может исправить – так это различные механические проблемы, например, утечку вакуума, засорение топливных форсунок, износ свечей зажигания, поршневых колец или направляющих втулок клапанов. Поэтому, прежде чем думать о перепрошивке, все механические неисправности необходимо локализовать и устранить.
УСИЛЕНИЕ МОЩНОСТИ
Ярые автолюбители используют перепрошивку в качестве одной из уловок, чтобы придать автомобилю мощности. Для этой цели в процессе перепрограммирования изменяется установка момента зажигания, обогащение топлива и давление наддува (на двигателях с наддувом или турбонаддувом). После установки нового неоригинального кулачкового вала, головок цилиндра бóльшего размера, впускного коллектора или системы впрыска топлива также обычно требуется перепрошивка, чтобы компенсировать изменение воздушного потока. Это также хороший способ оптимизировать момент переключения передач, блокировать встроенный ограничитель числа оборотов и ограничитель скорости, откалибровать АБС, противобуксовочную тормозную систему под колеса и шины различных размеров. Однако, для перепрошивки такого рода потребуется специальный сканер от неофициальных дилеров, а также программное обеспечение, которое изготовитель не поставляет (и уж точно не одобряет).
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
До внедрения стандарта OBD II в 1996 году все калибровочные данные для большинства ЭБУ и других блоков хранились на микросхемах ППЗУ (программируемое постоянное запоминающее устройство). Такие интегральные микросхемы устанавливались на печатную плату и могли быть запрограммированы только один раз. Если по какой-либо причине появлялась необходимость в изменении или обновлении, старую микросхему ППЗУ надо было изъять из блока управления и заменить ее новой. В результате началась большая неразбериха с различными ППЗУ, количество которых продолжало быстро увеличиваться, – стоило огромного труда разобраться, какое же ППЗУ соответствует последней версии и какое из них подойдет для того или иного автомобиля. Для улучшения ездовых характеристик заводскую микросхему ППЗУ удаляли и заменяли более продвинутой неоригинальной моделью, которая могла обеспечить большее опережение зажигания и обогащение топлива при определенных условиях эксплуатации. Однако, у автомобилей, не оснащенных ППЗУ, таких возможностей не было. Внимание: микросхему ППЗУ можно вывести из строя при неправильном обращении. Статическое электричество может стереть данные из памяти микросхемы, а маленькие штыри для соединения с печатной платой легко погнуть или сломать. При замене микросхемы ППЗУ следует надевать антистатический браслет и принимать необходимые меры, чтобы свести к минимуму риск возникновения статического разряда. В начале 1990-х компания General Motors начала использовать новый вид микросхем памяти – СППЗУ (стираемое перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство). Они имели возможность перепрограммирования посредством облучения ультрафиолетовым светом через специальное окно в корпусе микросхемы. Следующим шагом в процессе развития данной технологии стало применение с 1996 года микросхем ЭСППЗУ (Электронно – Стираемое ППЗУ) на автомобилях с системой OBD II. Вскоре они получили широкое применение благодаря своей возможности электронного перепрограммирования без необходимости извлекать микросхему из блока управления или подвергать ее ультрафиолетовому излучению. Их можно было перепрограммировать, применяя более высокое напряжение, чем обычно, таким образом новые данные записывались поверх старых. Последней версией стали флэш-ЭСППЗУ – это микросхемы более мощные, способные хранить больший объем информации (как правило, более 512 мегабайт), процесс их перезаписи гораздо быстрее и легче.
ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЯ ЭБУ
Для перепрошивки ЭБУ или другого модуля вам понадобится оригинальный сканер или сканер от неофициальных дилеров с функцией перепрограммирования, диагностический интерфейс "PassThru", соответствующий стандартам J-2534 (или J-2534-1 для автомобилей с 2004 года выпуска), для соединения ПК или сканера с диагностическим разъемом автомобиля или с блоком управления. Обновленное ПО для перепрошивки поставляет производитель. Программное обеспечение можно скачать с сайта производителя (для этого необходимо высокоскоростное соединение, цифровая абонентская линия или более быстрое подключение, а не обычный коммутируемый удалённый доступ), или получить на CD или DVD-дисках после внесения абонементной платы. За несколькими исключениями, программное обеспечение НЕ является бесплатным. Для его получения необходимо внести плату за подписку или доступ. Для загрузки вам понадобится сканер с функцией перепрограммирования или устройство “PassThru” стандарта J-2534 или J-2534-1.
КАК ПЕРЕПРОГРАММИРОВАТЬ ЭБУ ИЛИ ДРУГОЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ
Во-первых, следует узнать, есть ли обновление для конкретного автомобиля, и если есть – то поможет ли оно решить ту или иную проблему. Поиск последних технических сервисных бюллетеней и отзывов поможет найти необходимые обновления и определить, на какие марки/модели/года (или номера ЭБУ) распространяется определенное обновление, а также для каких симптомов или неисправностей оно предназначено. ПРИМЕЧАНИЕ: если обновление доступно, это еще не значит, что его необходимо устанавливать на ваш автомобиль. Если автомобиль функционирует нормально, без проблем, нет никакой необходимости скачивать обновление. Далее вам необходимо воспользоваться сканером, чтобы определить, какая версия программного обеспечения стоит на вашем автомобиле в данный момент. Если версия неактуальна и есть неисправности (или если обновление улучшит работу автомобиля), тогда следующим шагом будет перепрограммирование. После того, как актуальное ПО загружено или получено от производителя, данные передаются в компьютер автомобиля посредством сканера или устройства J-2534 “PassThru”, подсоединенного к диагностическому разъему. Можно также перепрошить ЭБУ напрямую через сканер или устройство “PassThru”, предварительно сняв ЭБУ с автомобиля, хотя эта процедура обычно сложнее. Осторожно! Во время процедуры перепрограммирования подача электроэнергии на блок управления и оборудование не должно прерываться. Для обеспечения непрерывного напряжения к аккумуляторной батарее желательно подключить зарядное устройство. Сканер или устройство J-2534 “PassThru” нельзя отсоединять до полного окончания загрузки. Обратите внимание: В случае сбоя в процессе перепрограммирования блоков управления GM класса 2 повреждения могут быть необратимы. ЭБУ может отвергнуть все дальнейшие данные, и его придется заменить. ВАЖНО: Процедура перепрошивки необратима. После установки последней версии программного обеспечения откат к предыдущей версии невозможен. Если та или иная версия программного обеспечения уже имеется на компьютере, то установить ее поверх самой себя невозможно.