Автомобильный диагностический сканер и его функциональность.
В широком спектре оборудования для диагностики электронных систем автомобиля автосканер занимает одно из самых важных мест. Более того, тенденции развития автомобиля, в частности добавление новых электронных систем, ведет к увеличению роли сканера в автодиагностике. Давайте же разберемся с функциями автосканера, а также его разновидностями.
Назначение и функциональность
В общем, назначение автомобильного диагностического сканера (автосканера) может определить следующим образом – прибор позволяют считывать информацию из электронного блока управления (ЭБУ). Что же под этим понимается? Для такого чтобы рассмотреть все функциональные возможности автосканеров, сделаем это на примере дилерского сканера, т.к. как именно дилерский диагностический автомобильный сканер позволяет раскрыть функциональность прибора полностью.
Первая функция автосканера. Чтение и стирание ошибок.
Ошибки сохраняются в памяти ЭБУ в результате работы системы самодиагностики. Самодиагностика в современных ЭБУ предусмотрена фактически для каждого элемента электронной системы. Инженером на уровне разработки задаются определенные параметры сигналов, которые должны поступать от датчиковой аппаратуры на определенном режиме работы системы. Соответственно не попадание в эти рамки система фиксирует ошибку. В зависимости от количества ее повторений ошибка может иметь статус текущей или сохраненной. Таким образом, зайдя в раздел автосканера ошибки, мы увидим разделение ошибок на текущие и сохраненные. Такая схема работает с датчиковой аппаратурой. Что же происходит с исполнительными элементами системы? Информационный сигнал от них не поступает в ЭБУ и соответственно отследить их работу значительно сложнее. На большинстве автомобилей самодиагностика имеет возможность проверки лишь обрыва и короткого замыкания в цепи исполнительного механизма. Остальные отказы, как правило, определяются по косвенным признакам. Для дополнительной диагностики исполнительных механизмов в автомобильных диагностических сканерах предусмотрена функция – активация исполнительных механизмов. Речь о ней пойдет несколько позже. Однако система самодиагностики постоянно развивается, и в системе начинают появляться элементы роль, которых заниматься в основном самодиагностикой. Например, датчик кислорода за каталитическим нейтрализатором, схема с дополнительным сопротивлением для тестирования системы зажигания или датчик неровной дороги. В автосканере при диагностике современной электронной системе Вы также можете увидеть вкладку Freeze Frame (замороженный кадр). Фактически это снимок основных параметров системы в момент возникновения ошибки. Наличие данного кадра помогает специалисту определить условия и режим работы системы в момент возникновения ошибки.
Вторая функция автосканера – Чтение параметров
Данная функция позволяет специалисту на экране автомобильного диагностического сканнера увидеть основные сигналы с датчиковой аппаратуры, а также расчетные значения, которыми оперирует система. Как правило, все основные сигналы отображаются в уже пересчитанных величинах для удобства восприятия специалистов. Для аналоговых датчиков (ДПДЗ, ДД, ДТ и т.д.) параметры могут также отображаться и в реальных значениях, т.е. например датчик положения дроссельной заслонки не в % открытие, что привычнее нам, а значение по напряжению поступающие от датчика. Современные автосканеры имеют возможность различного отображения параметров. Помимо классической цифровой формы, параметры могут быть отображены графически, сгруппированы по определенным признакам или выбраны для отображения специалистом самостоятельно.
Третья функция автосанера – Активация
Активация используется для проверки исполнительных механизмов системы. Функция позволяет визуально определить работоспособность элемента. В некоторых автомобильных диагностических сканерах активация может сопровождаться отображением параметров, на которые влияет активируемый элемент. Например, активируя привод дроссельной заслонки, автосканер может отобразить для анализа следующие параметры: угол открытия дроссельной заслонки, частоту вращения коленвала и т.д. По данным параметрам можно достаточно четко определить работоспособность данного узла.
Четвертая функция автосканера - Адаптация
Функция адаптации элементов, как правило, встречается только в дилерских сканерах. Функция применяется после ремонтных воздействий на исполнительный элемент или его замены на новый. Для некоторых исполнительных устройств необходимо задавать первоначальные параметры работы. К этим элементам относятся электронный дроссельный узел, датчик положения руля, адаптация датчика уровня топлива и т.д. Как правило, автомобильный диагностический сканер сам подсказывает специалисту условия и режимы проведения процедуры. Функция не имеет общих правил для всех производителей и выполняется индивидуально для каждого автомобиля.
Пятая функция автосканера – Кодирование и инициализация
Функция поддерживается только дилерскими сканерами. Кодироваться может как сам блок ЭБУ, так и отдельный управляемый элемент. Как правило, процедура проводиться после замены элемента. В случае с ЭБУ, при замене ему задают определенные данные автомобиля, на который он установлен, т.е. комплектацию. Также кодирование используется для задания конкретных настроек под конкретного водителя (количество открывающихся дверей при нажатии на брелок, функции открытия багажника, внутреннее и натужнее освещение и т.д.).
Шестая функция автосканера – Программирование
Используется функция при замене ЭБУ. У большинства производителей ЭБУ является универсальным для всего ряда им выпускаемых автомобилей. Однако даже одна и также модель имеет различные характеристики по экологии и безопасности в зависимости от страны, куда она поставляется. В соответствии с этим необходимое программное обеспечение загружается в ЭБУ. Данная функция выполняется в основном дилерами. Более того на большинстве современных автомобилей функцию программирования без дилерского доступа к серверу производителя или кода доступа к данной функции автомобильного диагностического сканера выполнить не возможно.
Седьмая функция автосканера – Инженерное меню
Данная функция по умолчанию не доступна не простым обывателям, не диагностам дилерской станции. Функция предназначена только для инженерного состава завода. Позволяет менять саму основу программного обеспечения, находящегося в ЭБУ. Имея доступ к этой функции, Вы можете, отключать или наоборот включать в работу элементы любой системы, в том числе системы безопасности автомобиля.
В целом мы попытались упорядочить все функции выполняемыеавтосканером. Однако надо понимать, что у каждого прибора все эти функции могут быть отображены по-разному.
Разновидности автосканеров. Мультимарочный сканер, марочный сканер и дилерский сканер.
За последние 10-15 лет автосканер из читалки кодов, превратился в многофункциональное технически сложное устройство. Давайте попробуем разобраться, чем же они отличаются друг от друга.
Условно все существующие сканеры можно разбить на три группы: дилерские системные сканеры, мультимарочные сканеры и марочные автомобильные диагностические сканеры.
Марочные сканеры
Самый дешевый сегмент рынка диагностический сканеров. Такие приборы работают только с определенной маркой автомобилей. Например, VAG-RUS – поддерживает работу с автомобилями группы VAG (Audi, VW, Skoda, Seat), Opel Scan - Opel, Carsoft Mercedes и Carsoft BMW, также с соответствующими марками. Однако не стоит думать, что данные сканеры полноценно работают с соответствующими марками. Определить один уровень функциональности для всех приборов нельзя для каждого он свой.Однако из всей линейки подобных приборов стоит выделить VAG-RUS и OpelScan. Только данные приборы поддерживают функциональность на профессиональном уровне, однако ни первый, ни второй не позволяют перекрыть возможности дилерского сканера.
Линейка подобных системных сканеров будет полезна для автосервисов, не занимающихся углубленной диагностикой этих марок, а также автолюбителей для диагностики своих автомобилей.
Мультимарочные сканеры
Мультимарочные сканеры получили максимальное распространение благодаря возможности диагностировать до 40 различных марок одним прибором. В данном сегменте представлено, пожалуй, максимальное количество предложений. Но за последние годы и на этом рынке определились свои фавориты. Нужно четко понимать, что нет одного лучшего решения для всех. Поэтому для того чтобы определить какой купить автосканер нужно определить следующие вводные данные:
1. рынок обслуживаемых автомобилей (Европа, Азия, Америка)
Чем точнее вы определите рынок, тем больше вероятность приобрести нужный прибор. Что касается рынка, то желательно определить даже не регионы, а конкретные страны производителей, автомобили которых Вы предполагаете обслуживать (Китай, Германия, Корея, США, Франция, Италия, Швеция и т.д.).
2. возраст обслуживаемого парка
Достаточно важно знать возрастные характеристики парка, т.к. некоторые мультимарочные автосканеры ориентированы на работы с автомобилями с 1990 года по 2000 год. Некоторые поддерживают только свежие автомобили после 2000 года. Это выражается не только в программном обеспечении, заложенном в сканере, но количеством адаптеров для подключения к диагностическому разъему автомобиля. Большинство современных автомобилей с 2002 года комплектуются универсальным разъемом 16-pin OBD. Поэтому большая часть мультимарочных сканеров на данный момент либо не предусматривает совсем использование старых адаптеров, либо необходимо их докупать как дополнительную опцию.
3. глубина диагностики
При выборе мультимарочного сканера нужно четко определить, какие функции сканера Вы собираетесь использовать (подробнее про функции сканеров в первой части).
4. исполнение прибора
Стоит заметить, что данная характеристика не является первичной, т.к. самое главное в мультимарочном сканере это функциональность. Данный вопрос должен вставать только когда Вы определись по функциональности с конкретным производителем, а в его линейки предлагаются различные исполнения сканера. Мультимарочные автосканеры могут быть выполнены в нескольких видах.
Первый – автономный с активным цветным экраном. Данный видсканера удобен там, что не ограничивает в передвижении диагноста. Активный экран делает работы удобнее и быстрее. Однако такая версия исполнения является самой дорогой.
Второй – автономный с черно-белым экраном. Управление у такого сканера, как правило, осуществляется со встроенной клавиатуры.
Третий – приставка с компьютеру. Предыдущее поколение таких приборов было не удобным, из-за ограничения маневренности специалиста. Однако новое поколение этого исполнения мультимарочных сканеров активно использует беспроводную связь WI-FI или Bluetooth, что решило данную проблему.
Само название говорит о том, что сканеры предназначены для использования на брендовых дилерских станция. В отличие от мультимарочных поддерживают только конкретные марки или марки одного конкретного производителя. Выполняют полную функциональность, которая заложена в ЭБУ диагностируемой системы. Однако ряд функций, такие как прописание ключей иммобилайзера, программирование ЭБУ зачастую выполнить автономно невозможно, для этого требуется или доступ к серверу производителя, или код для открытия данных функций или специальный ключ.
Цена дилерских сканеров достаточно высока, но для специалистов занимающихся серьезными проблемами, углубленной диагностикой другого пути как покупка дилерскихавтосканеров просто нет.
Дилерские сканеры подразделяться на оригинальные и не оригинальные. Кстати в мультимарочных сканерах такое деление с недавних пор также присутствует.
Оригинальные дилерские сканеры произведены ведущими мировыми компаниями по заказу заводов изготовителей. Например, для Toyota и Suzuki сканеры делает компания Denso (Japan), для VAG и BMW – это компания Siemens, для Nissan, Mitsubishi, GM – SPX (USA). И все эти приборы соответствующего качества. Неоригинальные дилерские сканеры, по сути, являются копиями китайского или литовского производства. Копия лишь визуальная, а вот содержимое явно отличается от оригинального. Поэтому функциональность приборов и их надежность явно отличаются не в лучшую сторону для неоригинальных приборов. Помимо отказов самого оборудования у копий встречаются нередкие случаи повреждений диагностируемого автомобиля. В частности это касается автомобилей Mercedes, BMW, Ford, Honda. Помимо этого стоит отметить, что и производители оригиналов не сидят, сложа руки и пытаются всячески ограничить рынок подделок. Так как все копии использую оригинальный софт, то у производителя всегда есть возможность блокировать использование копии. Именно поэтому случаи блокировки неоригиналов не редки.